Тема проекта: Картина Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни" как источник исторической информации. 

ПРОБЛЕМА: Стрельцы – это особая царская рать, но на картине Пётр1 и стрельцы изображены как враги.

 

ЦЕЛЬ: выяснить причины ненависти Петра I и стрельцов.

 

ЗАДАЧИ:

1)рассмотреть картину В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

2)рассмотреть образ Петра 1 и стрельцов

3)изучить события конца XVII- начала XVIII века в русской истории

 

       Тема большинства работ Василия Ивановича Сурикова — прошлое России.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Художник обратился к событиям эпохи Петра I . Картина была представлена 1 марта 1881 года на очередной выставке Товарищества художников-передвижников.

          Стрельцами в Русском государстве XVI — XVIII вв. составлявшие постоянное войско при царе, вооружённое огнестрельным оружием. Стрелецкое войско было создано в 1540-1550-х гг. Первоначально стрельцы набирались из свободного посадского и сельского населения. В дальнейшем их служба стала пожизненной и наследственной. Московские стрельцы охраняли Кремль, несли караульную службу, принимали участие в военных действиях.

 

Давайте рассмотрим репродукции картины.

На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Пётр глядит на стрельцов гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты.

Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.

Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.

Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. (разделить картину по диагонали)

Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. Кстати, для картины символично число 7: на картине присутствует семь свечей, семь видимых с места события глав храма Василия Блаженного, семь стрельцов (одного увели, осталась лишь свечка, как изображение его души).

       Изучив картину Сурикова, ответа на вопрос, почему произошло это событие я не нашла. Поэтому обратилась к другим источникам информации.

Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России. Воспользовавшись отсутствием брата (Великое посольство в Европу), она заявила, что Петра подменили. Она призвала стрельцов прийти к ней на помощь и защитить Россию от нашествия иноверцев (то есть европейских управленцев, которых царь пригласил из Германии и Голландии). На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства - сосланного В. В. Голицына. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года в селе Преображенское. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. (найти несколько летописей, источников, на которые можно сослаться).

Интересно стало и то, что Суриков, изображая данное историческое событие, специально или не нарочно, допустил ошибки. В частности, это относится к антуражу и костюмам. К 1698 году Петр, вернувшись из Европы, носил только европейское платье. На картине на нем длиннополый кафтан. Зеленая форма преображенцев до 1720х годов не имела красных отложных воротников, как на картине, форма в 1698 году имела воротник "стойку". Шейные платки не повязывались "бантом", это началось при Елизавете. Местом основной казни было село Преображенское, но оно перенесено художником на Красную площадь.

           Итак, изучив картину Сурикова, а так же рассмотрев дополнительные источники, можно сделать вывод, что стрелецкое войско, которое было на стороне царевны Софьи и пытавшееся свергнуть Петра с престола, воспринималось молодым царем как предатели.

Наш телефон:

+7 (415 31) 32 3 60

Наш адрес:

684032, Россия,Камчатский край,

с. Николаевка, ул. 40 лет Октября 15 

© 2013-2019  

«Николаевская СШ».