А.М.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля.

XII век»

                Тема: Московский Кремль в художественных картинах А.М. Васнецова

Цель: сравнительный анализ художественных картин Васнецова А.М. с целью выявления изменений в архитектуре Московского Кремля с древности до XV века.

Задачи:

- сделать выборку художественных картин А.М.Васнецова с изображением Московского Кремля выбранного периода;

- изучить изменения в архитектуре Мостовского Кремля, изображенные на картинах художника;

- выявить причины изменений в архитектуре Московского Кремля.

Московский Кремль – кремль, древнее укрепленное сооружение на территории современной Москвы, на данный момент является официальной резиденцией Президента Российской Федерации.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856–1933) – русский исторический живописец и график, мастер пейзажа и театральных декораций. Младший брат известного художника Виктора Михайловича Васнецова, но он отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

О том, какое значение Кремль приобрел в нашей стране, говорит хотя бы тот факт, что именно с Московским комплексом ассоциируется само понятие «кремль». Между тем, свои кремли есть и в Коломне, Сызрани, Нижнем Новгороде, Смоленске, Астрахани и других городах не только России, но и Польши, Украины, Белоруссии.

Я проанализировала картину Васнецова А.М. «Строительство деревянных стен Кремля» (1903) ,что в  12 веке стены кремля были сделаны из дерева. Сама Москва больше напоминает поселок, чем город. Картина написана в светлых тонах, что показывает позитивное отношение автора к самому событию. С XII века и до первой половины XIII века на месте Московского Кремля располагалась пограничная крепость, ставшая началом истории Москвы.

На картине А.М.Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»(14в)  мы видим дубовые кремлёвские стены будущего города, вместо стен, выполненных из сосны, как предполагалось ранее. Художник показал город со стороны реки Неглинной и Москвы реки. На переднем плане изображена небольшая часть реки, лодки и люди, которые занимаются своими делами. Деревянный мост, который переброшен через Неглинку, ведёт в Кремль через Боровицкие ворота. На берегу люди начинают топить бани, а из их окон валят клубки дыма.
Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем, соединённый срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский собор.

Кстати, именно при Иване Калите, в первой половине XIV века начала формироваться и сокровищница московский князей, местом хранения которой стал, конечно же, Кремль. Одним из главных предметов сокровищницы стала «золотая шапка» — ученые отождествляют ее со знаменитой шапкой Мономаха, служившей короной всем московским правителям.Стал город настоящей средневековой крепостью.

И возглаголила летопись, что затмила та Москва собою и Владимир, и Тверь, и Ярославль, и Новгород. А стены ее были столь крепки, что выдержали нападения грозных полков литовского князя Ольгерда.

 

 

 

 

Проанализировав картину А.М.Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»(14 в) мы пришли к выводу, что скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными. История почти не оставила свидетельств о том Кремле. Знал только художник, что шестнадцатилетний правитель, великий князь Дмитрий Иванович обратился в 1366 году к боярам с речью "ставити град Москву камен".

На берегу люди все так же топят бани, а из их окон валят клубки дыма. Много людей находятся в лодках, с помощью которых, возможно, они перемещаются от брега к берегу. Город живой, светлый, красивый.

 

картина А.М.Васнецова «Расцвет Москвы»

Само название картины «Расцвет Москвы» говорит о настроении автора. Кремль на картине изображен белокаменным, красивым. Картина написана в мельчайших деталях. Видны и деревянные постройки, которые в это время еще остаются обычным явлением для большинства людей.

картина А.М.Васнецова «Московский Кремль при Иване III» (15 век)

При Иване III Москва становится центром всех русских земель, объединенных под властью великого князя. Сам Иван III уже был не просто великим князем, а правил как самодержец и царь Руси, по образу византийским императоров. К тому же Москва теперь, по замыслу московских князей, должна была стать не просто столицей нового обширного государства, но и всего восточнохристиансткого, православного мира, новым Царьградом, после разгромленного турками в 1453 году Константинополя.
В соответствии с возросшим могуществом Москвы, Иван III взялся за кардинальную перестройку столицы. Просуществовавший сто лет Кремль Дмитрия Донского по приказу великого князя был разобран и построены новые стены. Для обеспечения безопасности от пожаров, приносивших колоссальный урон городу, решено было снести все дворы и церкви в радиусе 110 саженей (почти 250 м) от кремлевских стен.
К началу 1470-х годов старый Успенский собор совсем обветшал, поэтому было решено его разобрать, а на его месте построить новый. Построенный псковскими мастерами Кривцовым и Мышкиным собор, возведенный до сводов рухнул. Тогда решено было нанять в Италии зодчего Аристотеля Фиорованти, которому и было поручено отстроить собор заново по образцу Успенского собора во Владимире. В 1479 году новый Успенский собор был освящен. Кстати, именно в этот собор попали многие православные святыни, вывезенные из покоренного Новгорода.

 

 

 

Таким образом, проанализировав картины А.М. Васнецова, мы пришли к следующим выводам:

Московский Кремль играл важную роль в жизни российского государства. Московский Кремль — самая древняя часть российской столицы, сердце города, официальная резиденция лидера страны, один из крупнейших в мире комплексов с уникальной архитектурой, сокровищница исторических реликвий и духовный центр.

Изменение во внешнем облике Московского Кремля отражены на художественных картинах  А.М.Васнецова. Менялся строительный материал и архитектура Кремля.

Сам художник придавал большое значение Московскому Кремлю, как главному месту столицы. Говорит об этом большое количество картин, написанных на эту тему.

А.М.Васнецов «Московский Кремль при Иване Калите»
XII век

А.М.Васнецов 

«Московский Кремль при Иване III»

А.М.Васнецов «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

А.М.Васнецов 

«Расцвет Москвы»

Наш телефон:

+7 (415 31) 32 3 60

Наш адрес:

684032, Россия,Камчатский край,

с. Николаевка, ул. 40 лет Октября 15 

© 2013-2019  

«Николаевская СШ».